Фрагмент для ознакомления
2
Социологическое наблюдение представляет собой метод сбора первичной информации, который заключается в прямой фиксации исследователем событий, явлений и процессов, происходящих в определенных условиях.
Характеристики метода социологического наблюдения включают:
- Предоставление как ретроспективной, так и перспективной информации.
- Возможность наблюдать актуальное поведение людей во время выполнения различных действий.
- Оценка процесса взаимодействия между людьми.
- Изучение развития отношений внутри группы.
Преимущества метода наблюдения:
- Возможность изучать поведение людей вне зависимости от их способности предоставлять информацию.
- Возможность наблюдать эмоциональные реакции участников.
- Возможность получить цельное представление о событиях.
Недостатки метода наблюдения:
- Один из самых затратных методов из-за минимизации посредников между наблюдателем и объектом наблюдения.
- Организационные сложности.
- Невозможность повторения событий.
Для проведения наблюдения существуют необходимые элементы, включая наблюдаемых, обстановку, цель деятельности группы, социальное поведение, а также частоту и продолжительность.
Виды наблюдения могут быть классифицированы по различным критериям:
1. По степени стандартизации процедуры наблюдения:
- Структурированное наблюдение представляет собой сбор информации на основе заранее разработанной формализованной картины наблюдаемой ситуации. Результаты фиксируются в специальных бланках.
- Неструктурированное наблюдение позволяет уточнить исследовательские задачи и структуру деятельности. Оно реализуется в форме регистрации сведений по заранее разработанному плану без ограничений по масштабам и границам.
2. В зависимости от наблюдателя:
- Невключенное наблюдение представляет собой технику наблюдения без вмешательства, где исследователь остается сторонним наблюдателем.
- Включенное наблюдение предполагает участие наблюдателя в ситуации, что позволяет фиксировать поведенческие реакции и улавливать внутренние мотивы наблюдаемых.
3. В зависимости от условий проведения наблюдения:
- Полевое наблюдение осуществляется в естественных условиях без вмешательства наблюдателя.
- Лабораторное наблюдение предполагает вмешательство наблюдателя и ожидание реакции среды.
4. В зависимости от масштабов объекта наблюдения:
- Массовое наблюдение представляет собой структурированное наблюдение типичных ситуаций по стандартизированной форме.
- Исследование уникального случая — изучение ситуации, проводимое единожды.
- Самонаблюдение, когда наблюдателем является сам информант, часто используется для анализа свободного и трудового времени [1].
Метод эксперимента в социальные науки перенесен из естественных наук и представляет собой способ изучения социальных явлений и процессов. Эксперимент в социологии подразумевает контролируемые изменения в социальных объектах для анализа воздействия факторов на их развитие согласно целям исследования. Он помогает проверить гипотезы, получить новые знания и оценить эффективность методов деятельности.
Эксперимент включает в себя создание условий для проявления и измерения причинно-следственных связей между явлениями. Его главное преимущество состоит в том, что он позволяет статистически обоснованно выявить эти связи между социальными переменными.
Однако у метода эксперимента есть и недостатки:
- Невозможность полного контроля за условиями проведения, такими как физическое и эмоциональное состояние участников.
- Влияние активности испытуемых на результаты эксперимента.
- Субъективное влияние личности экспериментатора.
- Необходимость в значительных затратах на организацию эксперимента.
Суть социологического эксперимента заключается в изучении изменений контрольных характеристик под воздействием определенных обстоятельств в экспериментальной группе. Обычно экспериментальная группа состоит из 10–15 испытуемых.
Примером являются "Хоторнские эксперименты", проведенные на промышленном предприятии в Чикаго в 1920-х годах. В ходе этих экспериментов было выяснено, что сам факт участия работников в эксперименте оказывал существенное влияние на их производительность труда [7].
"Хоторнский эффект" — это один из факторов, влияющих на валидность исследования. Он представляет собой изменение поведения участников исследования в ответ на их осознание участия в эксперименте. Для уменьшения этого эффекта в планировании эксперимента используется принцип рандомизации.
Рандомизация — это принцип случайного распределения участников по различным условиям эксперимента и экспериментальным группам. Кроме того, при формировании экспериментальной и контрольной групп используются также методы квотного выравнивания, попарного выравнивания и добровольного участия.
Существует несколько видов социологического эксперимента:
1. По характеру экспериментальной ситуации:
- Лабораторный эксперимент предполагает проведение исследования в специально созданных условиях с искусственно сформированными группами.
- Полевой эксперимент проводится в естественных условиях, без вмешательства исследователя.
2. По логической структуре доказательства гипотез:
- Линейный эксперимент, где одна группа выступает и как экспериментальная, и как контрольная.
- Параллельный эксперимент, в котором участвуют две разные, но идентичные группы.
3. По характеру ситуации:
- Контролируемый эксперимент, где условия в экспериментальной и контрольной группах выравниваются, кроме экспериментального фактора.
- Неконтролируемый эксперимент, где результаты могут быть искажены нейтральными факторами.
Кейс-стади, происходящий от английского термина "case study" (случай, ситуация), представляет собой анализ определенной ситуации или конкретного случая, часто связанного с деловой практикой. Этот метод был разработан в 1920-х годах в Гарвардской бизнес-школе и используется для решения проблемных ситуаций, представленных в форме жизненных кейсов из области бизнеса или управления. Он стал широко распространен в 70–80-е годы прошлого века и с тех пор активно используется в образовательных и исследовательских целях.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Горшков М. Н., Шереги Ф. Э. Прикладная социология: методология и методы: учеб. пособие. М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2019. 395 с.
2. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования. М.: КДУ, 2018. 290 с.
3. Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. Прикладная социология: учеб. пособие для вузов. М.: Градарики, 2016. 456 с.
4. Култыгин В. П. Количественный и качественный анализ: органическое единство или автономия // Социол. исслед. — 2014. — № 9. — С. 3–14.
5. Рабочая книга социолога / под ред. Г. В. Осипова. М.: Либроком, 2019. 567 с.
6. Семенова В. В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998. 253 с.
7. Фливберг Б. Кейс-стади в контексте качественно-количественной проблематики // Социол. исслед. — 2018. — № 9. — С. 16.
8. Ядов В. А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. Изд. 2-е. М.: Наука, 2019. 452 с.